Филармония
Большой Концертный Зал
Poster/Афиша
Путеводитель Язык: Русский
Guid book Language: English
Ансамбль танца им. Годенко
Путеводитель Язык: Русский
Guid book Language: English
В сентябре 1928 года в Красноярске было создано Филармоническое общество. Однако традиция появления объединений музыкантов, исполняющих популярную и классическую музыку, уходит своими корнями в 19 века.

В ноябре 1882 года в Красноярске сложился кружок любителей музыки (организатор 3. А. Барша). Проводимые им собрания и концерты, были известны в городе под названием Музыкального кружка. С сентября 1886 года он стал называться «Красноярским обществом любителей музыки и литературы». В сезоне 1887-1888 года Сергей Михайлович Безносиков (ученик Н. А. Римского-Корсакова) создал первый в. Красноярске симфонический оркестр, в котором играли любители, а также музыканты военного батальона. Оркестр состоял из 26 человек. К сожалению, с отъездом С. М. Безносикова в мае 1889 года концерты симфонического оркестра стали редкими, затем и вовсе прекратились, как впрочем и концерты общества приобрели эпизодический характер.

На несколько лет в городе установилась гастрольные выступления.

17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра им. А. С. Пушкина. При театре был создан оркестр, который сыграл важную роль в музыкальной жизни Красноярска. В 1908 году появился оркестр балалаечников, что стало важным событием в музыкальной жизни города. Два года спустя созданный коллектив был утвержден губернатором как первый Сибирский великорусский оркестр.

Хорошо известный в кругах красноярской художественной интеллигенции Павел Иосифович Иванов-Радкевич приехал в Красноярск девятнадцатилетним выпускником Петербургской Придворной певческой капеллы в 1897 году и вплоть до 1922 года (отъезд в Москву) с его деятельностью связаны многие значительные события в музыкальной жизни города. Объединив женский хор гимназии с мужским хором учительской семинарии, Павел Иосифович создал певческий коллектив из 60-ти человек. Смешанный хор участвовал в открытых концертах, а также в постановке оперных сцен в городском театре. Он мечтал о создании в Красноярске специального музыкального учебного заведения и стал инициатором открытия в городе Народной консерватории в апреле 1920 года.

Народная консерватория стала тем центром, который объединил все музыкальные силы Красноярска и руководил концертной деятельностью.

Несмотря на хозяйственную разруху, отсутствие необходимых материальных средств, музыкальная жизнь в городе во второй половине 20-х годов была достаточно интенсивной. Город принимал ведущих столичных исполнителей: певцов Л. Собинова, А. Лабинского, А. Мозжухина, скрипача-виртуоза М. Эрденко, пианиста С. Барера, ленинградскую балетную группу, хореографический коллектив студии Айседоры Дункан и др.

Все эти события подготовили создание в Красноярске в сентябре 1928 года Филармонического общества. Его организаторами были известный в городе ученый, профессор В. П. Косованов, дирижер Абрам Леонтьевич Марксов (бессменный дирижер оперных и симфонических концертов, а также скрипач-виртуоз), хормейстер Самуил Федорович Абаянцев (руководил губернским показательным хором, преподавал в музыкальном техникуме), солист балалаечник.

Деятельность общества была направлена на широкую пропаганду музыкального искусства.

С 1931 года берет начало традиция, которая сохранилась на несколько десятилетий, сезон летних симфонических концертов. На открытой сцене городского парка выступал симфонический оркестр, с которым выступали как гастролеры, так и местные солисты.

Несмотря на обилие ярких имен на концертных афишах, музыкальная жизнь Красноярска все же нуждалась в существенных изменениях.

Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, концертная деятельность была насыщенной. В Красноярске были эвакуированы коллективы Днепропетровского и Одесского оперных театров, профессора и преподаватели Харьковской консерватории, музыканты из учебных заведений других городов страны (Москвы, Таллинна, Киева). За 2 года и 10 месяцев объединенный оперный театр дал 520 спектаклей и концертов, повел 1800 шефских выступлений в госпиталях, воинских частях, на промышленных предприятиях и в колхозах. Оркестр объединенного театра регулярно давал симфонические концерты. В ноябре 1944 года на базе ансамбля оперетты Всесоюзного гастрольного объединения возник театр музыкальной комедии, проработавший в Красноярске 6 лет.

После завершения войны коллективы эвакуированных театров вернулись домой. В Красноярске наступил достаточно сложный период: остро стала ощущаться нехватка кадров профессиональных музыкантов. И вновь центром, который взял на себя тяжесть восстановления концертно-исполнительской деятельности, стало музыкальное училище.

За короткий срок вернувшийся с фронта Б. К. Кривошея, назначенный директором училища, сумел возобновить работу единственного тогда в крае специального музыкального учебного заведения. Материальное состояние было просто плачевное: в годы войны в здании училища жили семьи военнослужащих, сохранилось всего несколько роялей и пианино, мебели не было никакой ... Уже в марте 1946 года газета «Красноярский рабочий» сообщала, что коллектив училища своими силами сделал ремонт, по всему городу собрал необходимые инструменты, привел в порядок библиотеку, организовал отчетный концерт студентов в Доме офицеров. В училище был создан ансамбль баянистов в составе 18 человек, организован хор и симфонический оркестр. Первый его концерт состоялся 8 декабря 1947 года в помещении драматического театра им. А. С. Пушкина.

В конце 40-х и 50-е годов специальных концертных площадок в городе не было. Концерты проходили в помещениях театра музыкальной комедии, музыкального училища, драматического театра им. А.С. Пушкина, Дома офицеров, помимо этого, на Комбайностроительном и Паровозостроительном заводах, в Политехническом институте.

1 октября 1953 года появился приказ о реорганизации краевого концертно - эстрадного бюро в краевую государственную филармонию.

В 1953 года по инициативе А. Л. Рябинова филармонический хор был перепрофилирован в ансамбль песни и танца Сибири включая 52 человека. Художественный руководитель хормейстер К. С. Мусин. Уже в следующем году ансамблем было дано 107 концертов.

Новая страница в истории ансамбля началась с 1960 года: ныне это известный во всём мире коллектив Государственного ансамбля танца Сибири, который на протяжении многих лет его блистательных успехов возглавил Михаил Годенко.

Безусловно, деятельность Красноярской филармонии с приходом А. Л. Рябинова заметно активизировалась и была необычайно плодотворной. Это во многом определило и дальнейшие успехи краевой концертной организации в 60-х и 70-е годы. После ухода на пенсию А.Л. Рябинова в 1960 году филармонию возглавил бывший директор музыкального училища Павел Тимофеевич Берзак. Художественным руководителем был назначен Ананий Ефимович Шварцбург.

Деятельность художественного руководителя филармонии Анания Ефимовича Шварцбурга оставила заметный след не только в музыкальной культуре города, но в сердцах и в памяти всех, кто знал этого удивительного музыканта и человека. Его судьба необычайна: в начале 50-х годов он был отчислен со второго курса фортепианного факультета Московской консерватории (за распространение политических анекдотов) и выслан на свободное поселение в город Енисейск Красноярского края. Во время одной из своих поездок по краю первый секретарь Крайкома партии А. Б. Аристов познакомился с Ананием Ефимовичем, обнаружил в нем незаурядную личность, прекрасного музыканта и добился разрешения перевести его в Красноярск. Так с 1954 года и началась работа в краевой филармонии этого музыканта - просветителя, а с начала 60-х до 1972 года он возглавлял художественное руководство. По воспоминаниям всех, кто с ним работал, Ананий Ефимович Шварцбург был человек в высшей степени интеллигентный, эрудированный, бесконечно преданный музыке и многогранно одаренный. Он выступал в самых различных ипостасях: пианиста, концертмейстера, лектора, критика, корреспондента радио, ведущего телевизионных передач. Но главное, он обладал особым организаторским талантом и необычайно привлекательными личностными качествами - ему удалось собрать вокруг себя как наиболее одаренных музыкантов Красноярска, так и способствовал приезду в город крупнейших коллективов и исполнителей страны.

Вот некоторые цифры статистики. Общее количество концертов, проводимых филармонией в сравнении с 1959 годом:

1959 год - 2087 концертов;

1961 год - 2790 концертов;

1963 год – 3221 концерт;

1964 год – 4193 концерта;

1965 год – 5267 концерта;

1967 год – 5677 концертов;

1968 год – 6833 концерта.

В 60-е годы значительно обновился исполнительский состав солистов филармонии.

В эти годы филармония стала проводить фестивали.

Вначале был Ленинский фестиваль, затем добавился Фестиваль советской песни, который охватил практически всю территорию края: от Норильска и острова Диксона до Кызыла.

Концерты проводились на высоком художественном уровне. Правда на гастроли зарубежных артистов не приглашали. Существовала ещё одна проблема: отсутствие концертного зала филармонии. Жители же краевого центра были вполне художественно подготовлены к тому, чтобы иметь собственный симфонический оркестр и театр оперы и балета. Павлом Стефановичем Федирко (Первым секретарем Крайкома партии) в течение двух лет (1977 — 1978) были созданы и открыты театр оперы и балета, симфонический оркестр, институт искусств с тремя факультетами (музыкальный, художественный и театральный), хореографическое училище. Несколько позднее для филармонии был построен прекрасный концертный комплекс, отреставрирован костел, в котором был установлен органный зал (1982). Все это оказалось возможным в удивительно короткие сроки.

С момента открытия первого симфонического сезона Красноярской филармонии (4 апреля 1977 года) начинается новая современная страница истории музыкальной жизни Красноярска.

Сегодня Красноярская краевая филармония - это современный концертный комплекс с двумя залами, большим и малым, в центре города на живописном берегу Енисея. Это место историческое.

В 1628 году здесь на Стрелке, при впадении реки Кача в Енисей, отряд русских казаков под командованием Андрея Дубенского заложил поселение, от которого и ведется история города. Позднее на Стрелке располагалась Базарная площадь, в центре которой возвышался Воскресенский собор. В 1930 году его постигла печальная участь большинства православных храмов России - он был снесен... В начале 80 - х на Стрелке по проекту архитектора А. С. Демирханова построили прекрасный комплекс, внешний облик крыши которого напоминает крыло рояля. Малый концертный зал открыл свои двери в 1982 году, большой встретил первых зрителей в 1984.

С внешней стороны здание оформлено темным мрамором, что придает ему торжественный, королевский вид. Внутри здания ослепляет белоснежный мрамор, большие зеркала, а также поражает большое окно, высотой с З-х этажный дом. Оба зала отличаются великолепной акустикой. Большой зал очень просторный, имеются мягкие удобные кресла. Малый зал по размерам меньше, но очень уютный, камерный. Необычные люстры, свисают вниз, как гроздья макраме, делая его особенно домашним.

Нынешняя концертная жизнь Красноярска необычайно разнообразна.

Необходимо отметить, что созданный в 1960 г. Государственный ансамбль танца Сибири, который на протяжении многих лет его блистательных успехов возглавлял Михаил Годенко (до 1991 г) и в настоящее время радует красноярцев и не только своими выступлениями.

Репертуар Ансамбля очень велик. Яркими крупными постановками программы являются танцы:

- "Сибирь моя", где отражены бескрайние сибирские просторы и щедрая открытая душа людей, живущих на этой земле, хоровод "У колодца", полный величавости, задушевности, обаяния женских образов, "Сибирский лирический танец" - отличающийся особой грациозностью, элегантностью, поэтичностью в танцах;

- "Казачий пляс" - в котором показаны самобытные черты национального характера, широта души, смекалка, находчивость;

- хореографическая композиция "На птичьем дворе", в которой танцовщики в шуточной манере изображают птичий двор - петухов, курочек, цыплят;

- постановки «Ирландские мотивы» и «Танец не имеет границ» и многое другое...

Все артисты ансамбля танцуют свои партии, основываясь кроме своего таланта и самобытности, на прочные профессиональные знания, полученные ими в период учебы в хореографических училищах страны.

Говоря о современной жизни филармонии, также необходимо отметить следующие творческие коллективы:

- хор мальчиков и юношей «Каприччио», лауреаты международных конкурсов {художественный руководитель и главный дирижер - Михаил Тимофеев до 2007 года, сегодня – Ольга Андронова).

- джаз - квартет

- литературный театр - художественный руководитель - Т. К. Вощиков.

- «Свободный балет», под управление В. Терешкина (1987).

В середине 90-х годов наиболее грандиозный размах приобрели международные музыкальные фестивали стран Азии и Тихоокеанского региона. В течение последних лет проводятся фестивали и творческие лаборатории русских народных концертов, в которых принимают участие художественные руководители, дирижеры и коллективы Новосибирска, Кемерово, Барнаула, Читы и Красноярска. В 2002 г. состоялся Первый всероссийский конкурс дирижеров русских народных оркестров.

Ежегодно в апреле проводится фестиваль «Весенние хоровые капеллы».

Итак, мы можем убедиться в отнюдь не провинциальном уровне Красноярской культурной жизни и наличии могучих творческих и исполнительских сил.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website